Текст #000240

Категоричен и даже запальчив в своей категоричности преподаватель Института культуры и старший редактор краевого управления кинофикации Э. Корчмарев (Хабаровск): «Что фильм «Остановился поезд» быстро слетит в прокатную пропасть, исчезнет с экранов и никакой подвиг кинофикацион-ных и кинопрокатных машинистов его не спасет, стало ясно сразу же после информационного просмотра в прокате. Произошла встреча с подлинно жизненным, глубоким, остроконфликтным произведением, концентрирующим внимание на самых животрепещущих вопросах бытия. Все эти качества, как это ни покажется кощунственным и парадоксальным, обеспечивают фильму провал в прокате».

Рассказав о большой организационно-пропагандистской работе по фильму, автор письма приводит данные о числе зрителей по кинотеатрам, дням, сеансам, из которых делает вывод о неуспехе картины в Хабаровске, а потом продолжает: «Дело... в господствующей сегодня психологии массового зрителя, в его ожиданиях, его требованиях к киноискусству... Легче всего объяснить прокатный провал тем, что, дескать, взял художник нужную, актуальную тему, но не нашел подлинно художественного решения. Но это не что иное, как стремление перенести в сферу искусства торговый принцип — покупатель всегда прав. Подобной концепции помогают некоторые социологи, которые утверждают, что большинство зрителей прямо-таки жаждет увидеть подлинно глубокие, подлинно правдивые, высокохудожественные фильмы, отражающие острые проблемы современности. Однако практика последних лет свидетельствует об обратном. Почти все ленты, посвященные проблемам современности, притом именно те, что глубоко анализировали жизнь, ее социально-нравственные проблемы и отличались интересными, непростыми характерами, оказались аутсайдерами проката: и «Премия», и «Обратная связь», и «Старые стены», и «Несколько интервью по личным вопросам», и «Спасатель», и «Наследница по прямой», и «Гараж», и «Допрос», и «Листопад», и «Жил певчий дрозд», и «Ключ без права передачи», и «Восхождение», и «Двадцать лет без войны»... Если «элитарность» мерится как можно меньшим числом зрителей, посмотревших фильм, то самым элитарным режиссером окажется Р. Чхеидзе с его замечательным фильмом «Твой сын, земля»...

Здесь невозможно не сделать комментария. Не слишком ли склонен к обобщениям наш хабаровский корреспондент? К чему относятся эти его данные об аутсайдерах проката? Быть может, к городу Хабаровску? Но тогда — да и в любом случае — следует специально проанализировать точные цифры и разобраться в конкретной ситуации, в организации проката, в том, какая именно часть зрителей не стала смотреть эти картины и почему. Проблема сложная, и делать категоричные выводы без досконального анализа здесь, думается, не следует.
Но вернемся к письму Э. Корчмарева, который далее говорит: «Есть всем известное выражение «как в кино» — то есть не так, как в жизни. И если кино позволяет себе «как в жизни» не сглаживать острые углы, ле обливать все розовым сиропом, то зачем такое кино, мы про жизнь и так знаем! — таков невысказанный тезис многих и многих зрителей, голосующих ногами против подобных фильмов. Для большей части аудитории кино — это не искусство, а вид развлечения.
А. Миндадзе и В. Абдрашитов фактически обманули зрительские ожидания: начав
фильм как детектив, они сознательно с ним распрощались, круто повернув в сторону социально-публицистического, социально-психологического, истинно художественного исследования негативных явлений и тенденций нашей жизни... «Остановился поезд» обращен прежде всего к гражданскому чувству и требует работы — именно работы — интеллекта и души, к которой вряд ли склонно зрительское большинство... Любите азартные игры? Тогда вам понравится этот сайт. Читайте обзор лучшего игорного онлайн заведения.

Заказать услугу