Спекулянт и бюрократ #001

I.



В последних числах февраля в Президиуме Высшего Совета Народного Хозяйства обсуждали, как принять социалистическую делегацию с Каутским во главе. Выбрали комиссию: Милютин, Ларин, Красин и другие.



— Я предлагаю, — сказал кто-то, — поручить товарищу Ларину выработать план о том, как и что показывать иностранцам. — Нет, — сказал Ларин, — я решительно отказываюсь от такой комиссии.



Всеобщее недоумение.



— Что мы станем им показывать? — объясняет Ларин. — Наши остановившиеся заводы? Наши мертвые канцелярии? Достаточно того, что мы не в силах даже провести электричество в тот особняк, где мы хотим принять их с таким почетом! Нет, я предлагаю ничего им не показывать, а принять их у нас и рассказывать. Вот, если угодно, я охотно возьму на себя обязанность с ними поговорить...



Я не помню другого случая, когда бы противоречие между обеими сторонами нашей российской медали признавалось более открыто.



Наши враги, говорил Ленин, — бюрократ и спекулянт. Но, странным образом, вся хозяйственная жизнь России находится сейчас в руках одних только бюрократов и спекулянтов. Где бюрократ не накладывает свою тяжелую руку, там царит разгул и алчность спекулянта. А там, где нет места спекулянту, там все поросло мхом, ибо там вотчина бюрократа.



Бюрократия? Нет, извиняюсь, это называется иначе: «переходная ступень к социализму». Почему все фабрики национализованы? Почему все товары принадлежат государству? Почему даже собаки взяты в Петербурге на учет? Потому что в этих формах мыслят себе осуществление социализма. И если вместо социализма получается какая-то вакханалия спекуляции и бюрократизма, — то это уже тема, которую нужно обсуждать не в фельетонном стиле.



II.



Государственная организация распределения — это одна сторона социализма. Государственная организация производства — другая сторона.



Вмешательство государства в дело распределения товаров досталось современному строю в наследство от «старого режима» времен Шингарева и Керенского. Все, что сделано в этой области между октябрем 1917 г. и мартом 1919 г., не было принципиально новым. Это было лишь продолжение и расширение той экономической политики, которая признана была необходимой еще при существовании капитализма. Взятие на учет, продовольственные карточки, монополии — все это было и до «социальной революции». После нее лишь расширялась сфера воздействия, умножалось число учтенных товаров и непрерывно ограничивалось право покупать и продавать. Заходи на 1хбет официальный сайт и делай ставки выгодно.

Заказать услугу

f41721baf5b07360b84ec8281fd3e65d