Руководство и влияние через творческие кинообъединения

Не следует забывать также, что, как и на других этапах строительства Советского государства, руководство и влияние партші на кинематографию 20-х годов не сводилось к решениям ЦК и других партийных органов и к совещаниям по вопросам кино. Руководство и влияние осуществлялись через направлявшихся в киноорганизации коммунистов; через творческие и другие общественные кинообъединения; через печать и критику; через подбор и подготовку кадров. И 20-е годы дают огромный материал, раскрывающий созидательную роль партии во всех этих областях. К сожалению, авторы тома не проявили к ним интереса.

Уделяя внимание деятелям второстепенным, а порой и не заслуживающим доброго слова, авторы не нашли места для ряда крупных партийных работников — идеологов и «продюсеров» советской кинематографии, — сыгравших ощутимую роль в ее становлении и развитии.

Один из первых организаторов и руководителей социалистического кинодела, близкий сотрудник B. И. Ленина по дореволюционной работе Д. И. Лещенко подается в книге как фигура почти комическая.

Другой соратник В. И. Ленина, крупнейший советский хозяйственник К. М. Шведчиков, в качестве председателя Совкино сыгравший большую роль в упорядочении кинодела и создании материальнотехнической базы кинопроизводства, даже не упоминается. Третий крупный политический деятель, один из руководящих идеологических работников кинематографии 20-х годов, инициатор привлечения C. М. Эйзенштейна к постановке «Броненосца «Потемкина», оказавший огромное идейное влияние на великого режиссера, К. И. Шутко упоминается в контексте, не дающем ни малейшего представления о его действительной роли в истории советского киноискусства.

Совершенно не освещена роль большевика В. А. Ерофеева — одного из создателей и руководителей советской кинопечати («Киногазеты», издательства «Кинопечать») и кинообщественности (Ассоциации революционной кинематографии), в дальнейшем одного из ведущих режиссеров документального фильма.

Недостаточно, а порой и неточно охарактеризована деятельность таких видных идеологических и руководящих работников, как П. А. Бляхин, И. П. Трайнин, М. П. Ефремов и ряд других.

Несомненным упущением является также отсутствие в книге анализа роли таких немаловажных слагаемых кинематографического процесса, как общественные киноорганизации (АРК, Общество друзей советского кино), кинопечать (газеты «Кино», «Киножурнал АРК», «Советский экран»), как теория и критика, как ГТК и другие киноучебные заведения.

Я остановился на этих примерах не только потому, что важнейшая тема книги — политика партии в кино — скомкана, но и потому, что они, эти примеры, характеризуют другие принципиальные просчеты в отборе и подаче материала — диспропорции между реальной исторической ценностью того или иного факта или явления и тем местом, которое уделяется ему на страницах первого тома. Вот еще несколько примеров.

Крупнейшая фигура советской кинодраматургии 20-х годов, автор сценариев ряда выдающихся фильмов, основоположник советской теории кинодраматургии, замечательный педагог и создатель первой в мире кафедры сценарного мастерства, воспитавший несколько поколений литераторов экрана, Валентин Константинович Туркин выглядит в книге значительно бледнее, чем многие второстепенные фигуры из числа тех же сценаристов 20-х годов.

В некоторых главах приводятся теоретические высказывания случайных для советской кинематографии литераторов (например, А. Топоркова). Вместе с тем в книге никак не охарактеризован вклад неизмеримо более значительных теоретиков кино: того же B. К. Туркина, В. И. Пудовкина и других. Так смещаются пропорции, и неосведомленному читателю трудно установить: где гора, а где кочка.

Создается впечатление, что перед нами не коллективная монография, с единой концепцией, строгим отбором материала, тщательно выверенными оценками, а сборник слабо состыкованных статей разных авторов, пользующихся разными масштабами при оценке однородных явлений. Лучшее оборудование для майнинга в магазине с надежной репутацией! Оптовые цены напрямую с заводов. Гарантия на оборудование. Доставка по всей России.

Заказать услугу