Представляете ли вы возможность знакомиться с различными программами

Что еще можно сказать радетелям технического прогресса?

— Борис Михайлович, представляете ли вы такую возможность: студент педагогического вуза или училища в течение года, скажем, знакомится с различными программами художественного воспитания: японской, американской, болгарской, программой Неменского, программой Академии художеств — а затем работает, углубленно изучает ту, которую выбрал?

— Так и должно быть на том уровне культуры, которой достойно наше общество. Пока же происходит совершенно обратное. Студенты художественно-графических факультетов, будущие преподаватели (во всех учебных заведениях страны), знакомятся и работают по той программе, которая действует в нынешней школе, программе, дискредитировавшей себя, повинной в том, что сотни миллионов советских людей, получивших среднее образование, остались эстетически обездоленными. С другими их не знакомят. Многократные попытки студентов МГПИ имени Ленина пригласить меня на факультет не были поддержаны руководством института. Студенты знакомятся с новой программой художественного воспитания неофициально, подпольно. И все же река тронулась... Особенно остро я почувствовал это, побывав в Чебоксарах по приглашению учителей. Сначала это была небольшая группа пожелавших познакомиться с программой, понять ее основные принципы и положения. Прошло полгода, и уже весь город захвачен, многие школьники и педагогический институт заинтересовались — люди хотят работать творчески, хотят в занятиях с детьми чувствовать плоды своих усилий, участвовать в обновлении общеобразовательной школы.

— В редакцию приходят письма и от учителей, и от родителей с просьбой познакомить их с программой Неменского. Есть среди них письмо: «Не могу молчать, так как меня возмущает то, что программа под редакцией Неменского уже более десяти лет живет на правах экспериментальной. Поражает то, что даже люди, судя по званиям и должностям, отнюдь не дилетанты, выступая на страницах печати, обвиняют и упрекают создателей этой программы в забвении связей с действительностью, приписывают им отрицание реалистического рисунка с натуры и совсем немыслимое — «диверсию буржуазной педагогики». Кто еще не верит в эту программу, пусть хоть один год поработает по ней в школе!

После окончания художественного училища я три года работала учителем изобразительного искусства. Два из них по программе Б. М. Неменского. Получилось это благодаря моей неопытности и наивности — не знала, что должна была получить разрешение. Узнали — запретили. Год вела уроки по «правильной» программе. Даже дети почувствовали разницу. Погасли, им не хочется рисовать. А я не хочу и не могу их заставлять...» Так пишет Нина Бровко из села Пархомовки Харьковской области.

- Прежде всего отвечаю тем, кто хочет познакомиться с программой. Она изложена в моей книге «Мудрость красоты», вышедшей двумя изданиями в издательстве «Просвещение». Тиражом тридцать тысяч программа напечатана и через библиотечные коллекторы будет распределяться по школам. Поэтому каждому желающему из родителей пока не предоставится возможности познакомиться с программой.

О противниках программы. До последнего времени они занимали ведущие посты в бывшем Министерстве просвещения СССР, в научно-исследовательских институтах и управлениях, ведающих школой. Естественно, они защищали программу действующую и не стеснялись запрещать новую, как рассказала нам и Нина Бровко, а в полемике прибегать к навешиванию «страшных» ярлыков. Надо надеяться, что в ближайшее время ситуация изменится.

Но вот что интересно. Созданная в 1974 году (первый вариант) группой психологов, социологов, искусствоведов, художников и педагогов наша программа не лежала под спудом. Шел эксперимент в московской 209-й школе, где, кстати, вел занятия с детьми и Дмитрий Борисович Кабалевский. Как начали работать с первого класса, так шли по программе до девятого. Удобный гей чат видео для общения пользователей со всего мира! Вы будете довольны, если воспользуетесь данным чатом!

Заказать услугу

f025ca3614b3f73678d95ad0b73fbcea