Фильм «Летняя поездка к морю»

В основе картины «Летняя поездка к морю» — история о том, как летом 1942 года группа архангельских школьников была отправлена к берегам Новой Земли, где в скалах гнездится кайра: яйца птиц и их мясо были необходимы голодающему городу. Подростки, руководимые старым педагогом Петровичем, научились лазить по отвесным скалам и собирать яйца в большие корзины, научились свежевать тушки подстреленных птиц. А потом война подступила совсем близко, поставив ребят перед решением серьезных, недетских проблем...

Самое первое ощущение после просмотра фильма «Летняя поездка к морю» — что картина полемична в своей основе, она противостоит традиции большинства картин о военном детстве. Несмотря на то, что герои-подростки, дети, это не детский фильм, так же, как «Иваново детство» Андрея Тарковского, где тоже герой-мальчик.

По-моему, он противостоит традициям приключенческого кино. Здесь сознательно нарушены законы приключенческого жанра. В фильме много остродраматических ситуаций, связанных с воспроизведением тяжелого быта 1942 года; трудно складывается пребывание ребят на острове: уничтожен корабль, увозящий дорогих им людей и первую партию заготовленных продуктов; приходят немцы, гибнет Петрович, ребята находят сбитого фашистского летчика и т. д. Логика приключенческого жанра требует риска, отваги, удач. Наверное, некоторых зрителей разочарует то, что Петрович не сумел один победить фашистов, что в фильме не. предложено легких и хитроумных выходов из трагических положений. Напротив, главный упор сделан на момент документальный, в чем-то, возможно, автобиографический, идущий, как мне кажется, от автора сценария Ю. Клепикова.

Главное в фильме — воскрешение деталей, отдельных впечатлений, в которых частного, конкретного больше, чем общезначимого. В фильме много персонажей: подростки, уже пережившие первый тяжелый военный год. потерявшие отцов и старших братьев, старик Петрович (Н. Скоробогатов), молодая докторша, немецкий летчик с подбитого самолета. найденный и обезоруженный ребятами на острове, где они запасались пресной водой, и другие. По замыслу, за каждым из героев должна угадываться человеческая судьба, но судьбы эти в самом действии фильма не раскрываются. Режиссеру не удалось приблизить их к нам настолько, чтобы мы им сочувствовали. От этого и происходит отстраненность. Авторов фильма больше увлекает показ внешней стороны: экзотической природы, необычных ситуаций, своеобразных лиц. Мне кажется не случайным сходство типов лиц в этом фильме с героями знаменитой картины Николая Экка «Путевка в жизнь». Мальчишки, особенно старший из них, Иван (И. Фокин), словно портретно списаны с этого фильма 30-х годов. В этом, как и в подчеркнутом контрасте между идиллическим названием фильма и его суровым содержанием, мне видится слишком оценочный подход к событиям, как бы со стороны, извне.

Виталий Трояновский начал с того, что фильм нетрадиционен, а кончил тем, что все-таки традиционен. То же самое получается и у Карена Чахирьяна. Мне кажется, тут нет противоречия. Объективно-холодноватая манера повествования входила в задачу режиссера. Пролог фильма — голодные дети в городе, обескровленном войной. Затем их привозят на остров, где прекрасна природа, тишина, можно добывать пищу. Безмятежность слой за слоем постепенно снимается в картине, обнаруживая драматизм. Доступ к данным пользователей приложения Одноклассники

Заказать услугу